Exit

Уроки онлайн

Уровень

Медиаобразование – пространство инновационных технологий

Медиаобразование – пространство инновационных технологий

 
«Чтобы быть по-настоящему грамотным,
вы должны быть грамотными в мире медиа»
(Маршалл Маклюэн)

 

Термин "медиа" происходит от латинского "media" (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

СМИ – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, и распространения информации для массовой аудитории.

Масс-медиа – средства массовой информации.

Функции масс-медиа:

  •  информационная;
  •  воспитательная;
  •  образовательная;
  •  социально-управленческая;
  •  рекреативная;
  •  релаксационная;
  •  компенсаторная;
  •  эстетическая.

«Медиаобразование – это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» (ЮНЕСКО)

 

Наиболее распространенные трактовки медиаобразования

в изложении ведущих российских медиапедагогов:

« Медиаобразование – система использования средств массовой коммуникации и информации в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно – творческой деятельности, моделирующей процесс эмоционального – интеллектуального развития школьника, его возможностей.» (Ю.Н. Усов)

« Медиаобразование – образование в области массовой коммуникации, приобщение «к тайнам и закономерностям этого чрезвычайно важного феномена» ( А.В. Шариков)

« Медиаобразование – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативныхспособностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» (А.В. Федоров)

 

Основные задачи медиаобразования:

  •  подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  •  научить человека понимать медиаинформацию, осознавать последствия ее воздействия на психику;
  •  овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

 

Медиаобразование дает возможность:

  •  использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны;
  •  интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа;
  •  осуществлять право на свободу самовыражения и информации, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. Готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию.

 

Ключевые понятия медиаобразования:

  • «медиатекст»;
  • «агентство медиа» («источник информации»);
  • «категория медиатекста»;
  • «язык медиатекста»;
  • «технология медиа»;
  • «категория медиа»;
  • «аудитория медиа».

Медиатекст конкретный результат медиапродукции, сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).

Агентство медиа - организации, группы лиц (авторы, продюсеры, менеджеры и др.), работающие на телеканале, в издательстве, редакции, киностудии и т.д. и комплекс технических средств, создающих и распространяющих медиатексты, предназначенные для массовой аудитории.

Категория медиа - различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.), формы (рекламные, документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.) медиатекстов.

Аудитория (адресат) медиаобразования – группы людей, на которые рассчитан медиатекст (школьники, студенты, учителя, преподаватели, работники медиасферы - медиатеки, учебного телевидения и т.д.).

Технология медиа - аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.).

Медиаязык - комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

Репрезентация медиа - процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.

 

Направления медиаобразования:

  •  медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета – журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;
  •  медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;
  •  медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
  •  медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);
  •  дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, DVD, Интернет;
  •  самостоятельное непрерывное медиаобразование может осуществляться в течение всей жизни человека.

 

Медиакомпетентность
(медиаграмотность, медиакультура, медиаобразованность)

Умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.

 

Манипулятивное воздействие медиа:

  •  психофизиологический уровень;
  •  социально-психологический уровень;
  •  информационный уровень;
  •  эстетический уровень.

 

Типология манипулятивного воздействия медиа:

  •  «оркестровка»;
  •  «селекция» («подтасовка»);
  •  «наведение румян»;
  •  «приклеивание ярлыков»;
  •  «трансфер» («проекция»);
  •  «свидетельство» – ссылка на авторитеты;
  •  «игра в простонародность».

 

Приемы критического анализа медиатекстов:

  •  «просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);
  •  снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;
  •  критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации.

 

Основные теории медиаобразования/медиаграмотности /медиаграмотности:

1.Теория развития критического мышления/критической автономии/демократического мышления.

2. Культурологическая теория.

3. Социокультурная теория.

4. Семиотическая теория.

5. «Практическая» теория (с опорой на обучение практическим умениям работы с медиатехникой).

6. Эстетическая/художественная теория.

7. Идеологическая теория.

8. Теория «потребления и удовлетворения» (стремлений аудитории).

9. Предохранительная/прививочная/инъекционная/защитная теории.

 

Классификация моделей медиаобразования:

  •  образовательно-информационные: изучение теории и истории, языка медиакультуры
  •  воспитательно-этические: рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа
  •  практико-утилитарные: практическое изучение и применение медиатехники
  •  эстетические: ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры
  •  социокультурные: развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.)

 

Методика медиаобразования

Процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса.

 

Классификация методов медиаобразования:

1. по источникам полученных знаний:

  •  словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия);
  •  наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов);
  •  практические.

2. По уровню познавательной деятельности:

  •  объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией);
  •  репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения),
  •  проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления);
  •  частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАНДАРТА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ, ИНТЕГРИРОВАННОГО В ГУМАНИТАРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зазнобина Л.С.

 

Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:

  •  обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
  •  развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  •  включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  •  формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).

 

Объекты медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно научные школьные дисциплины это:

  •  учебная информация по той или иной дисциплине (независимо от источника и носителя);
  •  информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам ;
  •  технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации.

 

Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся

Учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования должны:

  1. уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  2. уметь находить требуемую информацию в различных источниках;
  3. уметь систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
  4. уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  5. уметь визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему;
  6. уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему;
  7. уметь трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  8. понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
  9. уметь аргументировать собственные высказывания;
  10. уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  11. уметь воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за " и "против" каждой из них;
  12. уметь составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
  13. уметь устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  14. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от "белого шума";
  15. уметь составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию;
  16. уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме; иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Человек, владеющий медиакультурной грамотностью, медиасредствами, получает неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам.