Exit

Уроки онлайн

Уровень

Векторная графика

Векторная графика


В векторной графике изображения строятся из простых объектов - прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, многоугольников, областей однотонного или изменяющегося цвета (заполнителей) и т. п. , называемых примитивами. Из простых векторных объектов создаются различные рисунки. Комбинируя векторные объекты-примитивы и используя закраску различными цветами, можно получить интересные иллюстрации. В трехмерной компьютерной графике могут использоваться "пространственные примитивы" - куб, сфера и т. п. Например, в векторном формате WMF (Windows Metafile) рисование линии и эллипса описывается следующими командами:
MOVETO X1, Y1 - установить текущую позицию (X1,Y1);
LINETO X2, Y2 - рисовать линию от текущей позиции до точки (X2,Y2); 
ELLIPSE X3, Y3, X4, Y4 - рисовать эллипс, ограниченный прямоугольником, где (X3,Y3) - координаты левого верхнего, а (X4,Y4) - правого нижнего угла этого прямоугольника
Информация о цвете объекта сохраняется как часть его описания.
Векторные команды сообщают устройству вывода о том, что необходимо нарисовать объект, используя максимально возможное число элементов (видеопикселей или точек). Для получения векторных изображений, как правило, используются программы иллюстративной графики (Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, Corel Draw!), которые широко применяются в области дизайна, технического рисования, а также для оформительских работ. Эти векторные программы предоставляют в распоряжение пользователя набор инструментов и команд, с помощью которых создаются рисунки. Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует векторные команды, соответствующие объектам, из которых строится рисунок.
Одним из типов рисунков, используемых в документах Microsoft Word, являются графические объекты. Графические объекты включают автофигуры, кривые, линии и объекты WordArt. Эти объекты являются частью документа Word. Для изменения этих объектов, а также их цветов, заливок, границ и других параметров, служит панель инструментов Рисование.


Прямая линия
Для выбора типа линии щелкнуть мышью по кнопке Тип линии и в открывшемся меню выбрать тип линии.
Для построения прямой линии щелкнуть мышью по кнопке Линия . Установить указатель мыши в начальную точку линии и при нажатой левой клавише мыши протащить указатель до конечной точки линии. Отпустить левую клавишу мыши.
Чтобы угол наклона линии был кратен 15 градусам, при выполнении описанных выше действий следует удерживать нажатой клавишу SHIFT. 

Прямоугольник
Для построения прямоугольника щелкнуть мышью по кнопке Прямоугольник . Щелкнуть мышью в том месте документа, где будет размещаться данный объект. Появится прямоугольник в окружении 8 маркеров (небольших прямоугольников). Для изменения размеров фигуры следует использовать перетаскивание маркеров, окружающих фигуру. Для сохранения пропорций фигуры во время перетаскивания следует удерживать нажатой клавишу SHIFT.

Эллипс (окружность)
Для построения эллипса щелкнуть мышью по кнопке Овал . Построение эллипса выполнять так же, как и построение прямоугольника.

Автофигуры
Для выбора автофигуры щелкнуть мышью по кнопке Автофигуры на панели Рисование. В появившемся меню (оно показано слева) выбрать тип автофигуры. В следующем меню щелкнуть по кнопке с изображением требуемой автофигуры.

Щелкнуть мышью в том месте документа, где будет размещаться данный объект. Установить требуемые размеры автофигуры. Некоторые из автофигур снабжены желтыми маркерами в виде ромбов, перетаскивая которые с помощью мыши можно изменять форму автофигуры (перетаскивая желтый ромб можно изменять угол между сторонами параллелограмма).

Закраска рисунков 

Закраска объектов называется заливкой. Закрашивать можно только объект, имеющий замкнутый контур (прямоугольник, овал, сектор овала, замкнутый криволинейный контур). Для закраски объектов рисунка можно использовать:
- однородную заливку (заливку сплошным цветом);
- градиентную заливку (заливку с использованием цветового перехода);
- текстурную заливку (заливку повторяющимся растровым изображением);
- узорчатую заливку (закраску объекта повторяющимся узором).
Как закрасить объект
Выделить объект, щелкнув по нему мышью.
Выбрать инструмент Заливка  на панели Рисование
В открывшемся меню выбрать либо цвет заливки, либо другие цвета заливки, либо способы заливки.
Выбраны другие цвета заливки
В открывшемся окне выбирать цвет заливки. Цвет будет полупрозрачным, если установить флажок полупрозрачный
Щелкнуть мышью по кнопке Ok. Выделенный объект будет закрашен выбранным цветом.

Выбраны способы заливки

Для выбора градиентной заливки щелкнуть мышью по вкладке Градиентная. Если выбирается один цвет, то строится переход между черным цветом и выбранным цветом, если регулятор Темнее/Светлее находится в крайнем левом положении и между белым цветом и выбранным цветом при крайнем правом положении регулятора. Перемещая этот регулятор получить требуемый цветовой переход.
Если выбирается два цвета, то строится фиксированный переход между выбранными цветами.
Если выбирается заготовка, то будет предложен набор из готовых цветовых переходов.
Выбрать количество цветов перехода (один или два), щелкнув мышью по соответствующей кнопке. В окне Цвет1 (и Цвет2, если выбрано 2 цвета) щелкнуть мышью по расположенной справа треугольной кнопке и в открывшемся окне выбрать цвет или выбрать вид готовой градиентной заливки.
Указать Тип штриховки щелкнув мышью по соответствующей кнопке (горизонтальная, вертикальная, диагональная и т. д.)
Выбрать Вариант штриховки, щелкнув мышью по соответствующей кнопке.
Щелкнуть мышью по кнопке Ok. Выделенный объект будет закрашен заданной градиентной заливкой.
Для выбора тестурной заливки щелкнуть мышью по вкладке Текстура.
Выбрать вид текстуры щелчком мыши по квадратику с требуемой текстурой.
Щелкнуть мышью по кнопке Ok. Выделенный объект будет закрашен заданной текстурной заливкой.
Для выбора заливки узором щелкнуть мышью по вкладке Узор.
Выбрать вид узора щелчком мыши по квадратику с требуемым узором.
Для выбора цвета линий штриховки щелкнуть мышью по треугольной кнопке в правом углу окна Штриховка и в открывшемся окне щелкнуть мышью по выбранному цвету.
Для выбора цвета фона щелкнуть мышью по треугольной кнопке в правом углу окна Фон и в открывшемся окне щелкнуть мышью по выбранному цвету.
Щелкнуть мышью по кнопке Ok. Выделенный объект будет закрашен заданным узором.
Данный способ заливки можно применять для раскрашивания схем.



Поворот и отражение объектов

1. Выделить объект, щелкнув по нему мышью. Щелкнуть по кнопкеДействия на панели Рисование. В открывшемся меню выбрать строкуПовернуть/отразить. В следующем меню выбрать необходимое действие.  
2. Щелкнуть по объекту правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать строку Формат автофигуры. Открыть вкладку Размер и в поле поворот указать значение угла поворота. На этой же вкладке можно указать точные размеры объекта.


Изменение слоя размещения объекта

Существует 2 способа изменения слоя размещения объекта.
1.Выделить объект. Щелкнуть по кнопке Действия на панели Рисование. В открывшемся меню выбрать строку Порядок.
2. Щелкнуть по объекту правой клавишей мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать строку Порядок.
В следующем меню выбрать необходимое действие.

На передний план: объект располагается поверх всех других объектов
На задний план: объект располагается позади всех остальных объектов.
Переместить вперед: активный слой размещается перед соседним.
Переместить назад: активный слой размещается позади соседнего.
Поместить за текстом: выделенный объект размещается под слоем текста документа.
Поместить перед текстом: выделенный объект размещается поверх слоя текста документа.

Выравнивание объектов

При нажатой клавише SHIFT выделить объекты, которые необходимо выровнять. Щелкнуть по кнопке Действия на панели Рисование. В открывшемся меню выбрать строку Выровнять/распределить. В следующем меню выбрать необходимое действие.  


Группирование объектов
Группирование объектов можно выполнить 2 способами.
1. Выделить объекты, подлежащие группированию. Щелкнуть по кнопке Действия на панели Рисование. В открывшемся меню выбрать строку Группировать.
2. Выделить объекты, подлежащие группированию. Щелкнуть правой клавишей мыши по выделенным объектам и в появившемся контекстном меню выбрать строку Группировка, а в следующем меню - строку Группировать.
Сгруппированные рисованные объекты, состоящие из множества рисованных элементов, можно масштабировать и перемещать. Для них доступны операции со слоями.

Рисунок с использованием автофигур

Для создания рисунка космического корабля используются графические объекты, представленные на рисунке: линия, прямоугольник, круг, трапеция, параллелограмм.
Для построения сопла необходимо выбрать меню Автофигуры, подменю Основные фигуры, элемент - трапеция. Щелкнуть мышью в том месте документа, где будет размещаться данный объект. Установить нужный размер фигуры. Изменяя положение желтого ромбика, установить требуемый угол между основанием и боковой стороной трапеции.
Для поворота трапеции на 90 градусов влево выбрать на панели Рисование элемент Действия, в открывшемся меню строку - Повернуть/отразить, затем - элемент Повернуть влево.
Панели солнечных батарей изображаются в виде параллелограммов, с нанесенной на них сеткой из прямых линий. Постройте одну панель. Щелкните по кнопке Выделить  на панелиРисование. Растяните прямоугольник вокруг панели, будут выделены одновременно и параллелограмм и линии сетки. Сгруппируйте выделенные объекты. 
Скопируйте панель, перетаскивая её принажатой клавише CTRL.

Расположите элементы космического корабля так, как показано на рисунке. Кабину (большой круг) поместите поверх прямоугольников, иллюминатор (маленький круг) поверх кабины (большого круга). Выделите все элементы корабля. Выполните вертикальное выравнивание элементов по середине. Сгруппируйте все элементы корабля.
Выполните поворот космического корабля на 10 градусов. Щелкните по объекту правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите строку Формат автофигуры. Откройте вкладку Размер и в поле поворот укажите значение угла поворота.


Нарисуйте прямоугольник небо. Для заливки прямоугольника используйте линейный градиент от темносинего вверху до более светлого синего тона внизу. 
Нарисуйте землю (закрашенный темнокоричневым сектор эллипса в нижнем правом углу прямоугольника). 
Перетащите на прямоугольник с изображением неба рисунок космического корабля.
Нарисуйте звезды, используя автофигуры с изображением звезд из меню Автофигуры - Звезды и ленты.
Выделите все части рисунка и сгруппируйте их.

Рисование кривой 
На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Автофигуры и выберите команду Линии, а затем — инструмент Кривая  . Щелкните начало фигуры, а затем перемещайте мышь, щелкая в тех местах, где следует разместить узлы кривой. 
Чтобы оставить кривую незамкнутой, дважды щелкните любую ее точку. Для замыкания фигуры щелкните около ее начальной точки. 

Рисование полилинии
На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Автофигуры и выберите команду Линии. Для рисования объекта, состоящего из прямолинейных и криволинейных отрезков, выберите инструмент Полилиния . Для проведения криволинейных отрезков используйте перетаскивание. Для проведения прямолинейного отрезка щелкните начало и конец отрезка. 
Чтобы оставить кривую незамкнутой, дважды щелкните любую ее точку. Для замыкания фигуры щелкните около ее начальной точки. 
Используя данные инструменты, попробуйте нарисовать контур ковша, приведенного на рисунке. Вероятно, нарисованная кривая бедет нуждаться в корректировке. 

Изменение формы кривой или полилинии
Кривые (полилинии) состоят из узлов и сегментов. Сегмент - эта линия, соединяющая два соседних узла. Как сделать узлы видимыми?

1. Выделите полилинию или кривую, которую следует изменить. На панели инструментов Рисованиенажмите кнопку Действия и выберите команду Начать изменение узлов.
Узловые точки на кривой или полинии обозначатся черными квадратными маркерами. 
2. Выделите полилинию или кривую, которую следует изменить. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенному объекту. В открывшемся контекстном меню выберите строку Начать изменение узлов
Изменить форму линии можно, изменяя расположение узлов и типы узлов. Щелкнуть один из узлов правой кнопкой мыши. На экране появится контекстное меню, содержащее команды, предназначенные для добавления, удаления и изменения типа узлов.
Для изменения расположения узла перетащите его в нужном направлении. 
Для добавления узла к объекту щелкните правой кнопкой мыши место на кривой, куда его следует добавить и в контекстном меню выберите строку Добавить узел
Чтобы удалить узел, щелкните его при нажатой клавише CTRL или щелкните по нему правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите строку Удалить узел
Все узлы первоначальной кривой имеют тип - автоузел. Можно изменить тип узла, щелкнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав из контекстного меню соответствующий тип. При этом в измененном узле появляются две направляющие (касательные к сегментам) с прямоугольными маркерами на концах. Маркеры можно перетаскивать, при этом изменяется длина направляющих и угол наклона.
Угловой узел
Изменение формы одного сегмента не влияет на изменение формы другого сегмента. (Для каждой из направляющих изменяются отдельно ее длина и угол наклона).
Гладкий узел
Сегменты по обе стороны гладкого узла изменяются симметрично.
Прямой узел
Изменение формы одного сегмента влияет на изменение формы другого сегмента но они не изменяются симметрично. (Для каждой из направляющих отдельно изменяется длина).


Добавление тени к объекту
Рисуем кнопку

1. Нарисовать прямоугольник с закругленными углами. Закрасить его линейной градиентной заливкой.

2. Выделить созданный прямоугольник. Щелкнуть по кнопкеТень . На экране появится панель для выбора стиля тени.
3. Щелкнуть первую кнопку в верхнем ряду  на панели выбора стилей тени. К выделенной фигуре будет добавлена тень.
4. Щелкнуть по кнопке Тень  на панели Рисование. Щелкнуть по кнопке Настройка тени. На экране появится меню настройки тени.
5.Щелкнуть по кнопке Цвет тени . Выбрать цвет тени в раскрывшейся палитре цветов.
Щелкнуть по кнопке Сдвиг тени вниз . Сдвинуть тень немного вниз. 
Щелкнуть по кнопке Сдвиг тени вправо . Сдвинуть тень немного вправо. 
Кнопка готова.
6. Чтобы отменить создание тени, необходимо щелкнуть по кнопке Тень/Нет тени  на панели настройки тени.  



Создание объемной фигуры
Для создания объемных фигур используется панель настройки изображения, которая появится на экране, если щелкнуть по кнопке Объем на панели Рисование и на открывшейся панели стилей объема щелкнуть по кнопке Настройка объема

На этой панели есть кнопки, которые позволяют вращать выделенный объект, изменять глубину его объема, менять угол освещения объекта, а также изменять его цвет.
Направление Глубина объема Тип поверхности Освещение

Как нарисовать зубчатую передачу

1. Создать плоскую фигуру (32-лучевую звезду).
2. Выделить фигуру.
3. Щелкнуть по кнопке Объем  на панели Рисование
Щелкнуть по кнопке Настройка объема на открывшейся панели выбора стилей объема. На экране появится панель инструментов Настройка объема

4. Щелкнуть по кнопке Объем . Выбрать стиль объема щелкнув по кнопке  на панели стилей объема.
Стиль объема можно откорректировать, щелкнув по кнопке Направление  на панели настройки объема и выбрав соответствующий вид объема.
5. Щелкнуть по кнопке Глубина Выбрать значение глубины или ввести его (например, 24 пункта).
6. Щелкнуть по кнопке Цвет объема и в открывшемся окне с палитрой цветов выбрать цвет объема.
7. Щелкнуть по кнопке Тип поверхности и выбрать тип поверхности (например, матовая).
8. Щелкнуть по кнопке Освещение и выбрать направление освещения (например, справа).
9. Щелкнуть по кнопке Поворот вниз и повернуть объект вниз.
Построение оси для шестеренки начать с построения поперечного сечения оси - круга, затем превратить круг в цилиндр при глубине объема 48 пт.
10. Скопировать построенное изображение, чтобы получить вторую часть оси. Первую часть разместить перед шестеренкой, а вторую - позади шестеренки. Сгруппировать построенное изображение.
11. За основу построения второй шестеренки выбрать 24-лучевую звезду. Нарисовать вторую шестеренку, повторяя пункты 1-10.
12. Поместить меньшую шестеренку позади большей. Щелкнуть на кнопке Закрыть на панели настройки объема.
Построение зубчатой передачи завершено.
13. Чтобы отменить создание объема, необходимо щелкнуть по кнопке Объем/Нет объема  на панели инструментов.